Памятка для родителей
Что делать, если ребенок ушел из дома
· Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.
· Сообщите информацию классному руководителю с целью расширения круга поиска.
· Соберите сведения об его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь их проверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка в моменты последних встреч с друзьями.
· Собрав информацию (с кем общался перед исчезновением, сообщал ли кому-то о своих планах, где и с кем чаще всего проводили досуг, также проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы), проверьте ее.
· Если и это не дало результатов, обратитесь в отделение милиции. Обязательно возьмите с собой паспорт, фотографию ребенка, документ, удостоверяющий его личность.
· При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать – результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
· Вступите с ребенком в переговоры, убедите его выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.
· Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
· Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
· В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем родственникам и друзьям. Не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
· Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей – в возвращении на учебу, работу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия.
· Обратитесь к школьному педагогу-психологу для оказания психологической помощи.
Вы считаете себя лучшими родителями на свете и думаете, что ваш жизненный опыт – бесценен, хотя ваш ребенок, на самом деле, успевает узнавать за день больше, чем вы за неделю. Конечно, вы любите свое чадо, вот только ваша любовь очень часто превращается в сплошное “Я-знаю-как-тебе-жить-я-знаю-как-тебе-быть”. А потом вы однажды приходите домой, а ваш ребенок исчез, в лучшем случае оставив записку. Вы думаете, что не виноваты в этом? Как бы ни так!
В Беларуси ежегодно в органы внутренних дел Республики Беларусь поступает около 2 тысяч заявлений и обращений граждан о безвестном исчезновении детей. Подавляющее большинство ушедших из дома или интернатных учреждений детей находятся в течение одних-трех суток. Однако некоторые из пропавших остаются не разысканными на протяжении многих лет. Так, на 1 января 2014 года по данным МВД не разыскано 62 ребенка, 35 из них – свыше 5 лет, 5 – от 3 до 5, 10 – от 1 года до 3 лет.
Товарищи родители, подумать не хотите ли?
Вы думаете, что главное в жизни вашего ребенка – это вы, ну и еще школа. О, этот повсеместный родительский заговор “Учитель-всегда-прав”. Вам никогда и ни за что не доказать, что учитель – это всего лишь человек, и не всегда хороший и умный. Вы даже представить не хотите, что некоторые будущие учителя поступают в педагогический, потому что там конкурс меньше, а потом учат детей, ненавидя их от всей души.
Вам не нравятся друзья ваших детей, для них у вас прибережен рефрен “они на тебя плохо влияют”. И хорошо, если заботливые мама и папа говорят это своим детям, а не тем самым друзьям.
Наряды детишек громогласно ужасают не только вас, но и всех многочисленных родственников, а невинный пирсинг в пупке скрывался от папы три месяца.
От вас только и слышно: “Делай уроки, ложись спать, сделай тише музыку, где шляешься, убери бардак в комнате, из тебя ничего не получится, как ты разговариваешь с родителями, мы тебя кормим-поим, помой посуду, ты без нас никто, прекрати жевать жвачку…” Вы можете говорить это до бесконечности.
Самое интересное, что вы и вправду считаете это формой выражения заботы и проявления любви. Хмм, а вы, мама двоих детей, во времена, когда этих детей еще не планировалось, обрадовались, если бы ваш будущий муж проявлял свою любовь именно таким навязчивым способом? Явно после таких “ухаживаний” у вас бы до детей дело не дошло. Так почему вы делаете свою родительскую любовь таким тяжелым бременем для своих детей?
У детей и подростков очень хрупкая, чувствительная психика. И может наступить момент, когда во время очередного промывания мозгов они не выдерживают и выбирают только один выход – уйти из дома. Причем вопрос “Куда?” даже не поднимается. В воздухе висит только вопль “От кого?”.
Ваш ребенок – с другой планеты
То, что вы живете на разных планетах, стало для вашего ребенка ясно лет в шесть. И с тех пор он считает собственных родителей инопланетянами, и думает, что от пришельцев ничего хорошего ожидать не приходится.
И мечтает ваш ребенок о том, как неплохо было бы получить пособие “Как выжить среди родителей”. А вам, родители, не помешало между заботами о насущном хлебе ребенка хоть однажды задуматься, что он, как ни странно, не ваша собственность.
Но вы живете на разных планетах, у вас в ушах огромные клоки ваты, и никакие слуховые аппараты здесь не помогут.
Короче, ваш ребенок собирает рюкзак и уходит. Прекрасно. А дальше начинается жизнь. Довольно невкусное лекарство от иллюзий.
Как это бывает
Пятнадцатилетняя Аня ушла из дома, поссорившись с мамой из-за оценок. Хлопнула дверью и пятеро суток не давала о себе знать. Пока родители обзванивали больницы и морги, милая барышня спокойно отрывалась у своей подружки, родители которой были в командировке, и которая, невинно гладя в глаза Аниным родителям, вещала о том, что не видела Анечку уже давно, потому что в школу она ходить отчего-то перестала. Закончилась вроде бы невинная история плохо. С одноклассниками девочки пили водку дома у той самой подружки. Аня сидела на подоконнике открытого окна и, потеряв равновесие, упала вниз. Сломала позвоночник. И теперь никто не знает, сможет ли она когда-либо ходить.
Сергей был единственным ребенком в семье. Мама и папа, научные работники, относились к сыну с обожанием, он хорошо учился и ничем криминальным себя не проявил. Но, начиная с шестого класса, стал постоянно убегать из дома. Находили его в самых разных точках республики, и несколько раз даже за ее пределами. Родители не могли с этим справиться, искали причины в себе и в школе, в отношениях с друзьями и первой любви. Когда Сергею исполнилось 18, он отправился служить в армию. Несколько раз сбегал и оттуда, что создавало уже проблемы с законом. Наконец догадались обратиться к психологу, который и сказал, что у Сергея – болезнь, которая не позволяет человеку контролировать такие свои порывы и которая с годами будет усугубляться.
Оля ушла от мамы и папы с твердым желанием никогда их больше не видеть. Они запретили ей встречаться с любимым мальчиком Сашей, без которого, Оленька, разумеется, не могла прожить и дня. Мальчик о ней “позаботился”, поселил в подвале многоэтажки, где у их компании была “камора” (место для вечерних тусовок и прогуливания школы). Кормил котлетами, принесенными из дома, и всячески радовался ее крутому поступку. Правда, почему-то не захотел присоединиться к любимой и спокойно жил себе дома. После двух недель такого вольного проживания ночью на Олечку наткнулся пьяный бомж. Он ее изнасиловал и смылся. Она вернулась домой, но вряд ли скоро захочет вообще с кем-то видеться.
Игорь сбежал от родителей просто потому, что они его не понимали. А папа у Игоря был большой милицейский начальник, очень властный и авторитарный человек. Парадокс состоит в том, что пока товарища искала все городская и даже республиканская милиция, он преспокойно обитал на минском вокзале, каким-то чудом просачиваясь через постоянные облавы на беспризорников. Подружился с вокзальными бродяжками и даже успел завоевать у них авторитет. Путешествовал по стране и чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. Когда его все-таки вернули домой, сказал, что при первом же удобном случае убежит снова. Но решил вопрос по-другому. После девятого класса поступил в училище в другом городе и домой старается приезжать как можно реже.
…Может быть, эти истории благополучных детей покажутся просто глупыми в сравнении с бедами тех, кто уходит от побоев и скандалов родителей-алкоголиков, от постоянно сменяющихся сожителей своих мам, от банального голода. Но от этого ситуация не становится лучше.
О чем они думают, сбегая?
Далеко убежать удается немногим. Денег маловато или нет вообще. Жить негде, потому что все друзья вашего ребенка – такие же благополучные детки, живущие с мамами и папами. Уличные компании ваше чадо пугают с раннего детства. Это хорошая сторона. Но есть и плохая.
Возвращаться домой вашему ребенку уже просто страшно. И еще он хочет отстоять свою позицию. О’кей, пусть доказывает, какой он еще маленький и несдержанный, пусть хлопает дверью и устраивает истерики.
Когда чадо найдется и вернется через несколько дней, вы, конечно, не станете его ругать. Вы будете ему очень рады, будете ходить вокруг него на носочках и сдувать налипшую за время длинной прогулки пыль. А потом начнется все заново. И будет продолжаться снова и снова. Не до бесконечности. Ровно до того момента, как ваш ребенок докажет вам, что уже взрослый и самостоятельный человек, может принимать важные решения и планировать свою жизнь.
Не ждите рецидивов, объясните своему ребенку, что для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Иначе – никак. Он, конечно, принадлежит только себе, но для того, чтобы иметь на себя все права, и он, и вы, его родители, должны точно знать, что он способен управлять таким сложным механизмом.
Что делать родителям, когда ребенок ушел из дома?
Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Позвоните своим родственникам и знакомым, опросите их.
Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи. Попытайтесь определить, какие вещи ребенок взял с собой, какую одежду, возможно – книги. Все это тщательно проанализируйте.
Если пропажу ребенка обнаружили вечером – обязательно позвоните классному руководителю, а утром отправляйтесь в школу и опросите всех одноклассников. Вспомните или узнайте у сверстников, где и с кем ваш ребенок чаще всего проводил свободное время, кому мог сообщить о своих планах.
Если вы не видите никаких признаков сознательного ухода ребенка из дома, позвоните в скорую помощь, узнайте, не доставлялся ли туда ваш ребенок, став жертвой несчастного случая. Позвоните в милицию, узнайте, не был ли ребенок задержан – у детей часто не бывает с собой документов, и они не желают (не могут) сказать, как их зовут и куда можно позвонить родителям.
Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поисков ребенка в соответствующие органы. Идите в районное отделение милиции, взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. В отделении милиции пишите заявление и подавайте в розыск. Сотрудники милиции обязаны по первому требованию принять у вас заявление, никакие халатные отговорки “Побегает и вернется” не принимайте.
Далее вы идете к инспектору по делам несовершеннолетних, оставляете ему фотографию ребенка и всю информацию, которая у вас есть.
Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь. Можете обойти всех друзей, поговорить — ничего не стоит спрятать под кроватью девочку 13 лет так, чтобы родители даже не догадывались, что в доме есть кто-то еще. К тому же личный контакт, возможно, заставит друзей “расколоться”, если они знают, где прячется ваше чадо. Применяйте хитрость, говорите: “Я точно знаю, что ты в курсе, потому что Сережа говорил, что доверяет тебе все свои секреты, и если что-то случится, скажет только тебе”.
Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы – не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жизнь.
Согласно ст. 13 «Защита ребенком своих прав и интересов» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» «Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях в отношениях с должными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих»
В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей.
В случае возникновения проблем дети и подростки также могут обращаться за помощью к социальным педагогам, психологам учреждений образования, в органы охраны детства управлений (отделов) образования, социально-педагогические центры, детские социальные приюты, комиссии по делам несовершеннолетних, Национальную комиссию по правам ребенка.
Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Права и обязанности учащихся закреплены в основном законе жизни и деятельности школы — ее уставе, который принимается на общешкольной конференции, в работе которой, как правило, участвуют наряду с педагогами и родителями сами учащиеся.
Устав представляет собой свод правил и положений, которые определяют цели, задачи, организацию, структуру и порядок деятельности школы.
В уставе закреплены ПРАВА УЧАЩЕГОСЯ:
– на правовую и социальную защищенность;
– на выбор профиля обучения;
– уважение своего достоинства;
– на помощь учителей и овладение знаниями;
– на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
– на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
– на защиту труда и здоровья в процессе обучения;
– представлять школу на конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;
– выбирать и быть выбранным на конференцию, в совет школы, органы ученического самоуправления;
– принимать участие в распределении заработанных школой средств;
– высказывать свое мнение при оценке деятельности учителей в форме, определенной уставом школы;
– на признание и оценку своей учебной и общественной деятельности;
– на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ и экзаменов.
Устав устанавливает:
– старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;
– не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;
– достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;
– бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;
– беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красоту;
– подчиняться решениям конференции, совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять устав школы.
Устав школы закрепляет также и отдельные запрещения на поведение и действия учащихся, грубо нарушающие порядок в школе и представляющие собой опасность для окружающих.
Учащимся школы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения;
– развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них;
– иметь спиртные напитки или наркотики, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;
– играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры;
– заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школе, собственности учащегося;
– игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность;
– регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.
За перечисленные провинности учащиеся, достигшие 14 лет, могут быть исключены из школы на определенный или неопределенный срок приказом директора школы, издаваемым на основании решения совета школы и по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних.
Статья 118. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности
1. Основанием для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности является противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительным документом и иными локальными правовыми актами учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность (далее – дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия, занятия, производственное обучение, практику, стажировку, иные формы организации образовательного процесса;
1.2. нарушения дисциплины;
1.3. несоблюдения в период прохождения производственного обучения, практики, стажировки режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;
1.4. неисполнения без уважительных причин требования педагогического работника, основанного на акте законодательства, учредительном документе или ином локальном правовом акте учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность;
1.5. оскорбления участников образовательного процесса;
1.6. порчи капитальных строений (зданий, сооружений), оборудования или иного имущества учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность;
1.7. распития алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научноориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, а также появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
1.8. курения (потребления) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, а также в помещениях и на территориях (кроме специально созданных мест), занимаемых иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность;
1.9. иных противоправных действий (бездействия).
2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.
3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
Статья 119. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность
1. К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.
2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры, не противоречащие законодательству).
Статья 120. Меры дисциплинарного взыскания
1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
1.1. замечание;
1.2. выговор;
1.3. досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10–5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 настоящего Кодекса.
2. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:
2.1. обучающемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, или образовательной программы профессионально-технического образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, одной из образовательных программ среднего специального образования, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового, общего среднего образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
2.2. обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет, за исключением учащегося суворовского военного училища, кадетского училища, специализированного лицея;
2.3. воспитаннику специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения, социально-педагогического центра, детского дома, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему образовательную деятельность. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
4. Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении учащихся суворовского военного училища устанавливаются Положением о суворовском военном училище.
Статья 121. Дисциплинарная ответственность обучающихся из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава военизированных организаций
Дисциплинарная ответственность обучающихся из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава военизированных организаций устанавливается законодательством о прохождении соответствующей службы.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и нормах международных договоров Республики Беларусь, иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, национальных традициях, социальных и культурных ценностях белорусского народа и определяет:
1) деяния, которые являются административными правонарушениями;
2) основания и условия административной ответственности;
3) административные взыскания и профилактические меры воздействия, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, и юридическим лицам, подлежащим административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
111) хищение имущества путем модификации компьютерной информации (статья 212);
12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);
13) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (части 2 и 3 статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).