Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
1. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.
2. Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых. Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение. Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.
3. Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути.
4. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии. Как правило, у выпускников упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий. С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.
5. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремиться показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?
Очень важно чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.
Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий порой имеют неполный отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик, хочет стать предпринимателем, а девочка – моделью, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.
Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность профессиональное определение детей, есть оборотня сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, самоощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
6. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эти сведения в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала, бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.
7. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
8. Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
В 15 – 16 лет подростки думают о дискотеках, компьютерах и новых сериалах по телевизору больше, чем об учебе. А ведь именно в старших классах юношам и девушкам предстоит выбирать – куда поступать, кем быть, на какие предметы делать упор. В итоге большинство ребят выбирают профессию неосознанно. За компанию с одноклассниками, по совету родственников или просто потому, что модно. Как родителям помочь ребенку определиться с профессией, которая позволит и таланты проявить, и с голоду не умереть?
ВОЗЛОЖИТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА РЕБЕНКА
Чем ближе одиннадцатый класс, чем чаще стоит заводить с сыном или дочкой разговор о его (ее) будущем. Делайте акцент на том, что выбор профессии – его собственный, самостоятельный выбор. Это нужно делать для того, чтобы ребенок понимал: выбирает он, а значит, и на нем ответственность. Обычно старшеклассники, которым профессию навязали родители, учатся спустя рукава, на занятиях откровенно скучают и воспринимают учебу в институте как обязанность. И, наоборот, дети, которым дали возможность определиться самим, тянутся к новым знаниям с большей охотой.
РАЗБЕЙТЕ СТЕРЕОТИПЫ
Подростки – народ впечатлительный. Сходили на концерт любимой группы – тут же решают податься в музыканты. Увидели, как живущий по соседству 30-летний адвокат разъезжает на блестящем авто, – готовятся на юридический. Не бойтесь выступить в роли эксперта. Расскажите на собственных примерах и опыте своих знакомых, что всем заметные успехи представителя той или иной профессии – лишь одна сторона медали. Что музыканту, помимо толп поклонников и всемирной славы, светят изнурительные гастроли. А адвокату предстоит не только выступать на судах, но и сутками корпеть над документами.
ПОЗНАКОМЬТЕ С ЖИВЫМ ПРИМЕРОМ
Предположим, ваш сын всерьез решил стать врачом или журналистом. Не поленитесь, поищите среди знакомых представителей этих профессий. Попросите их пообщаться с вашим ребенком, рассказать о радостях и горестях службы. А если получится, сводите сына или дочь на экскурсию – туда, где работает ваш приятель. Например, на телевидение, в редакцию газеты или больницу. Такой опыт даст подростку более полное впечатление о профессии и еще раз заставит задуматься о том, подходит ли она ему.
ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ЭТО НЕ НАВСЕГДА
Очень важно, чтобы подросток выбирал профессию легко и с удовольствием. Не пугайте его тем, что решение, которое он принимает сейчас, навсегда. Возможно, что ваш сын или дочь будет гореть на работе до пенсии, а возможно, что через несколько лет решит начать все заново. Знайте: это не страшно! В наше продвинутое время можно учиться и обрастать знаниями хоть всю жизнь. Плюс к этому резкая смена курса вовсе не означает, что выбор, который он сделал, неудачный. Напротив, поиски себя лишь подтверждают: этот человек – активный и стремится реализовать себя в жизни по полной.
Материал подготовила педагог-психолог Говор Т.Н.
1. http://www.kudapostupat.by – информационно-справочный ресурс для абитуриентов. ВУЗы и ССУЗы Беларуси, специальности и квалификация, централизованное тестирование, удобная система поиска.
2. http://www.abiturient.by – информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год
Сайт содержит информацию относительно общих Правил приема и порядков приема в учреждения высшего образования, статистики вступительных кампаний текущего года и прошлых лет, структуры каждого учреждения высшего образования, информацию о научной работе его выпускающих кафедр и их связях с рынком труда.
С помощью средств сайта можно:
– получить информацию о том, в каких учреждениях образования Беларуси ведется подготовка по выбранным группам специальностей;
– пройти электронное профориентационное тестирование по ряду тестов с выдачей рекомендаций для поступления на конкретные специальности в конкретных учреждениях образования;
– сравнить свои показатели при поступлении в текущем году с проходными баллами прошлых лет по заданным ограничениям (для любого профиля образования, группы специальностей, географического региона страны и т.д.);
3. www.rikz.unibel.by – сайт Республиканского института контроля знаний.
На сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, а также оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.
4. http://moeobrazovanie.ru – универсальный информационный ресурс для старших школьников, абитуриентов, их родителей, преподавателей школ, ССУЗв и ВУЗов, а также для студентов.
На портале вы можете найти:
- каталог специальностей ВПО и СПО;
- каталог профессий; каталог центров обучения за рубежом;
- каталог молодежных организаций и СМИ;
- статьи по тематике образования: выбор профессии, поступление, обучение, общественная деятельность, обучение за рубежом, молодежные программы и многое другое.
5. http://www.ucheba.ru – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию. На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам.
6. http://www.rabotka.ru/infoworker – справочник профессий. Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи.
7. http://www.kto-kem.ru –сайт «Азбука профессий» предоставляет не только список профессий с описаниями, но и как можно подробнее рассказывает о самых популярных профессиях.
8. http://vyberisebya.narod.ru/index/0-9 – представлены описания профессий, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей.
9. http://moldovajob.com/dictionary_profession/index.htm – словарь профессий;
10. http://e-xecutive.ru/career/trades – справочник профессий
11. http://www.test-besplatno.ru – сайт ориентирован на школьников, которые хотят оценить свои профориентационные предпочтения. Тест составлен на основании передовых методик, он насчитывает около 400 вопросов и позволяет оценить профессиональные предпочтения.
12. http://www.profguide.ru/test/category/proforient – красочные он-лайн тесты на профориентацию
13. http://prevolio.com/tests.aspx – подборка тестов на профориентацию
14. http://smartia.me – сайт знакомит с профессиями и нужными для них умениями в доступной и увлекательной для школьников манере.
15. http://ips.gpk.gov.by – государственное учреждение образования “Институт пограничной службы Республики Беларусь”
http://www.mintrud.gov.by – сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
http://www.gomel-region.by/ru– сайт Гомельского облисполкома;
http://www.vitebsk-region.gov.by/ru – сайт Витебского облисполкома;
http://www.brest-region.by – сайт Брестского облисполкома;
http://www.grodno-region.gov.by/ru – сайт Гродненского облисполкома;
http://region.mogilev.by – сайт Могилевского облисполкома;
http://www.minsk-region.gov.by/index.php?lang=ru – сайт Минского облисполкома;
http://minsk.gov.by/ru – сайт Минского городского исполнительного комитета.
ПЕРЕЧЕНЬ
педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования Республики Беларусь без вступительных испытаний:
победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом первого профильного испытания;
лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью или диплом о профессионально-техническом образовании с отличием, подтверждающий получение профессионально-технического образования с общим средним образованием, или диплом о среднем специальном образовании с отличием (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили)
лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО);
№ п/п | Код специальности | Наименование специальности |
1 | 6-05-0112-01 | Дошкольное образование |
2 | 6-05-0112-02 | Начальное образование |
3 | 6-05-0113-01 | Историческое образование |
4 | 6-05-0113-02 | Филологическое образование (с указанием предметных областей) |
5 | 6-05-0113-03 | Природоведческое образование (с указанием предметных областей) |
6 | 6-05-0113-04 | Физико-математическое образование (с указанием предметных областей) |
7 | 6-05-0113-05 | Технологическое образование (с указанием предметных областей) |
8 | 6-05-0114-01 | Социально-педагогическое и психологическое образование |
9 | 6-05-0115-01 | Образование в области физической культуры |
10 | 6-05-0222-01 | История |
11 | 6-05-0232-01 | Белорусская филология |
12 | 6-05-0232-02 | Русская филология |
13 | 6-05-0322-03 | Музейное дело и охрана историко-культурного наследия |
14 | 6-05-0511-01 | Биология |
15 | 6-05-0521-03 | Геоэкология |
16 | 6-05-0532-01 | География |
17 | 6-05-0533-06 | Математика |
18 | 6-05-0533-01 | Физика |
19 | 6-05-0531-01 | Химия |
20 | 6-05-0719-01 | Инженерно-педагогическая деятельность |
21 | 6-05-1012-01 | Физическая культура |
22 | 6-05-1012-04 | Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
23 | 7-07-0114-01 | Специальное и инклюзивное образование |