Инновационный проект
«Внедрении модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
Разработчики проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Ананчикова Елена Александровна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г.Жлобина имени В.В.Гузова»
Дёмина Анна Владимировна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г.Жлобина имени В.В.Гузова»
Научные консультанты проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021–2024 годы
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях информатизации образования.
1. Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V–IX классов.
2. Уточнить диагностическое обеспечение модели формирования комплекса метапредметной компетентности.
3. Выявить особенности процесса формирования метапредметной компетентности обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам в условиях информатизации образования.
4. Разработать технологическое и методическое обеспечение модели.
5. Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели в условиях информатизации образования.
Заключается в следующем: формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, событийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) обеспечение ориентации образовательного процесса на становление субъектности обучающихся, прирастающей от пятого к девятому классу и учебной самостоятельности обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) разработка метапредметной составляющей содержания образования;
5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного информационно-компьютерными (И.М.Осмоловская), исследовательскими (А.В.Леонтович, С.А.Обухов, А.И. Савенков), проектными (Е.С.Полат), интерактивными (М.В.Кларин, Т.С.Панина), кооперативного обучения (сингапурская методика, С.Каган, О.Жебровская), рефлексивными (А.В.Хуторской, Н.И.Запрудский), проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер); формирования умственных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Н.Поспелов, Н.Ф.Талызина), формирования научных понятий (Н.Ф.Талызина), основанными на использовании моделей и схематических изображений (В.В.Давыдов, А.А.Остапенко, В.Э.Штейнберг), а также технологиями более узкого «функционального спектра»;
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности;
8) цифровую трансформацию образовательного процесса путем создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе эпистемологических сценариев (Е.В. Гелясина).
Личностные
Предполагается, что внедрение разработанной модели:
1) обеспечит повышение уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся,
2) позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации,
3) создаст условия для совершенствования управленческой компетентности руководителя инновационного проекта,
4) повысит инновационный потенциал учреждения образования.
Методические
В процессе реализации проекта будут:
1) созданы методические продукты (сценарии уроков, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование метапредметной компетентности обучающихся,
2) уточнены условия эффективного внедрения модели в практику работы учреждения общего среднего образования,
3) выявлены условия цифровой трансформации образовательного процесса, обуславливающей положительную динамику уровня метапредметной компетентности обучающихся.
ФИО, должность | Квалификационная категория | Тема педагогического исследования |
Ананчикова Елена Александровна, директор школы | Учитель-методист | Организационно-управленческое обеспечение реализации инновационного проекта |
Дёмина Анна Владимировна, заместитель директора по учебной работе | Учитель-методист | Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности коллектива по внедрению модели формирования метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования в условиях информатизации образования |
Говор Татьяна Николаевна | Высшая | Психологическое сопровождение внедрения модели формирования метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования в условиях информатизации образования |
Козлов Михаил Сергеевич | Вторая | Формирование метапредметной компетентности учащихся на уроках географии посредством внедрения информационных технологий |
Лупсякова Анастасия Сергеевна | Первая | Использование схемно-знаковых моделей на уроках белорусского языка и литературы как средства формирования метапредметной компетентности учащихся |
Любин Николай Александрович | Первая | Формирование метапредметной компетентности учащихся на уроках физики посредством использования интерактивных рабочих тетрадей |
Саламаха Екатерина Владимировна | Первая | Формирование метапредметной компетентности учащихся посредством использования сервисов Web 2.0 на уроках математики |
Аниськина Светлана Александровна | Вторая | Формирование метапредметной компетентности учащихся посредством использования технологии визуализации учебной информации |