Как помочь подростку выбрать будущую профессию

 Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.

 1. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.

 2. Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых. Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение. Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

 3. Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути.

 4. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии. Как правило, у выпускников упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий. С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

 5. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремиться показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

 Очень важно чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

 Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий порой имеют неполный отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик, хочет стать предпринимателем, а девочка – моделью, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

 Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность профессиональное определение детей, есть оборотня сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, самоощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

 6. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эти сведения в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала, бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

 7. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

 8. Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

 В 15 – 16 лет подростки думают о дискотеках, компьютерах и новых сериалах по телевизору больше, чем об учебе. А ведь именно в старших классах юношам и девушкам предстоит выбирать – куда поступать, кем быть, на какие предметы делать упор. В итоге большинство ребят выбирают профессию неосознанно. За компанию с одноклассниками, по совету родственников или просто потому, что модно. Как родителям помочь ребенку определиться с профессией, которая позволит и таланты проявить, и с голоду не умереть?

 

 ВОЗЛОЖИТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА РЕБЕНКА

 

 Чем ближе одиннадцатый класс, чем чаще стоит заводить с сыном или дочкой разговор о его (ее) будущем. Делайте акцент на том, что выбор профессии – его собственный, самостоятельный выбор. Это нужно делать для того, чтобы ребенок понимал: выбирает он, а значит, и на нем ответственность. Обычно старшеклассники, которым профессию навязали родители, учатся спустя рукава, на занятиях откровенно скучают и воспринимают учебу в институте как обязанность. И, наоборот, дети, которым дали возможность определиться самим, тянутся к новым знаниям с большей охотой.

 

 РАЗБЕЙТЕ СТЕРЕОТИПЫ

 

 Подростки – народ впечатлительный. Сходили на концерт любимой группы – тут же решают податься в музыканты. Увидели, как живущий по соседству 30-летний адвокат разъезжает на блестящем авто, – готовятся на юридический. Не бойтесь выступить в роли эксперта. Расскажите на собственных примерах и опыте своих знакомых, что всем заметные успехи представителя той или иной профессии – лишь одна сторона медали. Что музыканту, помимо толп поклонников и всемирной славы, светят изнурительные гастроли. А адвокату предстоит не только выступать на судах, но и сутками корпеть над документами.

 

 ПОЗНАКОМЬТЕ С ЖИВЫМ ПРИМЕРОМ

 

 Предположим, ваш сын всерьез решил стать врачом или журналистом. Не поленитесь, поищите среди знакомых представителей этих профессий. Попросите их пообщаться с вашим ребенком, рассказать о радостях и горестях службы. А если получится, сводите сына или дочь на экскурсию – туда, где работает ваш приятель. Например, на телевидение, в редакцию газеты или больницу. Такой опыт даст подростку более полное впечатление о профессии и еще раз заставит задуматься о том, подходит ли она ему.

 

 ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ЭТО НЕ НАВСЕГДА

 

 Очень важно, чтобы подросток выбирал профессию легко и с удовольствием. Не пугайте его тем, что решение, которое он принимает сейчас, навсегда. Возможно, что ваш сын или дочь будет гореть на работе до пенсии, а возможно, что через несколько лет решит начать все заново. Знайте: это не страшно! В наше продвинутое время можно учиться и обрастать знаниями хоть всю жизнь. Плюс к этому резкая смена курса вовсе не означает, что выбор, который он сделал, неудачный. Напротив, поиски себя лишь подтверждают: этот человек – активный и стремится реализовать себя в жизни по полной.

 

Материал подготовила педагог-психолог Говор Т.Н.

Интернет-ресурсы

1. http://www.kudapostupat.by – информационно-справочный ресурс для абитуриентов. ВУЗы и ССУЗы Беларуси, специальности и квалификация, централизованное тестирование, удобная система поиска.

2. http://www.abiturient.by – информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год

Сайт содержит информацию относительно общих Правил приема и порядков приема в учреждения высшего образования, статистики вступительных кампаний текущего года и прошлых лет, структуры каждого учреждения высшего образования, информацию о научной работе его выпускающих кафедр и их связях с рынком труда.

С помощью средств сайта можно:

– получить информацию о том, в каких учреждениях образования Беларуси ведется подготовка по выбранным группам специальностей;

– пройти электронное профориентационное тестирование по ряду тестов с выдачей рекомендаций для поступления на конкретные специальности в конкретных учреждениях образования;

– сравнить свои показатели при поступлении в текущем году с проходными баллами прошлых лет по заданным ограничениям (для любого профиля образования, группы специальностей, географического региона страны и т.д.);

3. www.rikz.unibel.by – сайт Республиканского института контроля знаний.

На сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, а также оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.

4. http://moeobrazovanie.ru – универсальный информационный ресурс для старших школьников, абитуриентов, их родителей, преподавателей школ, ССУЗв и ВУЗов, а также для студентов.

На портале вы можете найти:

  • каталог специальностей ВПО и СПО;
  • каталог профессий; каталог центров обучения за рубежом;
  • каталог молодежных организаций и СМИ;
  • статьи по тематике образования: выбор профессии, поступление, обучение, общественная деятельность, обучение за рубежом, молодежные программы и многое другое.

5. http://www.ucheba.ru – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию. На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам.

6. http://www.rabotka.ru/infoworker – справочник профессий. Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи.

7. http://www.kto-kem.ru –сайт «Азбука профессий» предоставляет не только список профессий с описаниями, но и как можно подробнее рассказывает о самых популярных профессиях.

8. http://vyberisebya.narod.ru/index/0-9 – представлены описания профессий, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей.

9. http://moldovajob.com/dictionary_profession/index.htm – словарь профессий;

10. http://e-xecutive.ru/career/trades – справочник профессий

 11. http://www.test-besplatno.ru – сайт ориентирован на школьников, которые хотят оценить свои профориентационные предпочтения. Тест составлен на основании передовых методик, он насчитывает около 400 вопросов и позволяет оценить профессиональные предпочтения.

12. http://www.profguide.ru/test/category/proforient – красочные он-лайн тесты на профориентацию

13. http://prevolio.com/tests.aspx – подборка тестов на профориентацию

14. http://smartia.me – сайт знакомит с профессиями и нужными для них умениями в доступной и увлекательной для школьников манере.

15. http://ips.gpk.gov.by – государственное учреждение образования “Институт пограничной службы Республики Беларусь”

Сайты по трудоустройству в Республике Беларусь

http://www.mintrud.gov.by – сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

http://www.gomel-region.by/ru– сайт Гомельского облисполкома;

http://www.vitebsk-region.gov.by/ru – сайт Витебского облисполкома;

http://www.brest-region.by – сайт Брестского облисполкома;

http://www.grodno-region.gov.by/ru – сайт Гродненского облисполкома;

http://region.mogilev.by – сайт Могилевского облисполкома;

http://www.minsk-region.gov.by/index.php?lang=ru – сайт Минского облисполкома;

http://minsk.gov.by/ru – сайт Минского городского исполнительного комитета.

Перечень педагогических специальностей

ПЕРЕЧЕНЬ

педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования Республики Беларусь без вступительных испытаний:

 

победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом первого профильного испытания;

 

лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью или диплом о профессионально-техническом образовании с отличием, подтверждающий получение профессионально-технического образования с общим средним образованием, или диплом о среднем специальном образовании с отличием (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили)

 

лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО);

№ п/п

Код специальности

Наименование специальности

1

6-05-0112-01

Дошкольное образование

2

6-05-0112-02

Начальное образование

3

6-05-0113-01

Историческое образование

4

6-05-0113-02

Филологическое образование (с указанием предметных областей)

5

6-05-0113-03

Природоведческое образование (с указанием предметных областей)

6

6-05-0113-04

Физико-математическое образование (с указанием предметных областей)

7

6-05-0113-05

Технологическое образование (с указанием предметных областей)

8

6-05-0114-01

Социально-педагогическое и психологическое образование

9

6-05-0115-01

Образование в области физической культуры

10

6-05-0222-01

История

11

6-05-0232-01

Белорусская филология

12

6-05-0232-02

Русская филология

13

6-05-0322-03

Музейное дело и охрана историко-культурного наследия

14

6-05-0511-01

Биология

15

6-05-0521-03

Геоэкология

16

6-05-0532-01

География

17

6-05-0533-06

Математика

18

6-05-0533-01

Физика

19

6-05-0531-01

Химия

20

6-05-0719-01

Инженерно-педагогическая деятельность

21

6-05-1012-01

Физическая культура

22

6-05-1012-04

Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом

23

7-07-0114-01

Специальное и инклюзивное образование

Профориентация

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
Гомельский государственный медицинский университет
Гомельский филиал Международного университета МИТСО
Гомельский государственный аграрно-экономический колледж
Гомельский государственный автомеханический колледж
Гомельский государственный машиностроительный колледж
Гомельский государственный колледж кулинарии
Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж
Светлогорский государственный индустриальный колледж
Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф.Мицкевича
Речицкий государственный аграрный колледж
Мозырский государственный политехнический колледж
Гомельский государственный колледж дизайна и компьютерной графики
Гомельский государственный колледж транспорта и транспортных коммуникаций
Гомельский государственный колледж связи
Гомельский государственный колледж бытового обслуживания
Гомельский государственный аграрно-технический колледж
Гомельский государственный колледж строителей
Гомельский государственный химико-технологический колледж
Гомельский государственный колледж торговли и услуг
Гомельский государственный колледж речного флота
Гомельский государственный колледж электроники и информационных технологий
Жлобинский государственный профессионально-технологический колледж
Краснобережский государственный аграрный колледж
Добрушский государственный политехнический колледж
Мозырский государственный колледж геологии
Мозырский государственный колледж строителей
Калинковичский государственный колледж мелиорации

Речицкий технический колледж
Житковичский государственный колледж
Октябрьский государственный колледж
Рогачёвский государственный строительно-технологический колледж
Хойникский государственный колледж
Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С.Выготского
Рогачевский государственный педагогический колледж
Лоевский государственный педагогический колледж
Речицкий государственный педагогический колледж
Перейти к содержимому